Ксения Шмелёва Реальность невообразимого будущего Часть первая Человечество всегда интересовал вопрос: «А что же будет дальше?» — причем не с нашей собственной бесценной персоной (за этим всегда можно было обратиться к гадалке, ну или к астрологу, кому что ближе), а в глобальном смысле. Что же будет с миром и обществом завтра, послезавтра, через сто, тысячу лет? И куда вообще катится этот мир? Испокон веков эти вопросы волновали, манили и отчасти пугали. Конец света, согласно всякого рода предсказаниям юродивых, знамениям и прочим «уважаемым» источникам, должен был наступить уже несколько сотен раз, если не больше. Где же в таком случае найти достоверную информацию о том, какую жизнь будут иметь наши потомки? Гадалки в данном случае бесполезны, астрологи прячутся за телескопы и просят им не мешать, а предсказатели с умным видом отделываются такими метафорами и аллегориями, истолковать которые можно лишь после того, как предсказанные события перейдут из категории будущих в категорию прошедших, и толку от подобных предсказаний особенно не наблюдается. Некоторые историки и философы пытались робко намекнуть ученым, занятым поиском сверхмалых частиц и построением Большого адронного коллайдера, что если внимательно и кропотливо изучить прошлое, тщательно проверив факты и отбросив всяческие амбиции, после чего присмотреться к настоящему, то можно вывести некий алгоритм, позволяющий рассчитать (а не предсказать) тенденции будущего. Однако ученые мрачно отмахивались от идеалистов-историков, продолжая соревнования за гранты и субсидии, ставя заказные эксперименты и получая требуемые результаты. Ведь будущее — это нечто неясное и непонятное, эфемерное и ненадежное. Сложно изучать то, чего мы не видим и не можем ощутить, но для этого есть метафизика. Однако же как прогнозировать, планировать и анализировать то, чего нет, но оно будет, причем обязательно будет? И вот тут-то любые ошибки и просчеты сразу всплывут на поверхность, и добропорядочные граждане просто разнесут дерзких ученых по кочкам. Совершенно неблагодарное это занятие — быть предсказателем. Даже Нострадамус, уж на что уважаемый человек, а и тот не стал прямо и четко писать, что и как случится, отдав предпочтение метафорическому, аллегорическому и иносказательному описанию, трактовать которое можно на любой манер, подводя под конкретные исторические факты и события. А ведь будущее — не метеоритный дождь и не магнитная активность на Солнце, оно же зависит в большей степени от нас с вами. И поэтому его не только можно, но и нужно и даже необходимо анализировать, планировать и в конечном итоге создавать. Для большинства обывателей будущее ограничивается окончанием срока выплаты ипотечной ссуды, дальше просто не видно и, как следствие, не нужно. А есть люди, которые убеждены в необходимости анализировать накопленный человечеством опыт и подсветить себе дорогу в неведомое этими самыми знаниями. Среди них философ и литератор Борис Кригер. Писатель предпринял попытку рассмотреть неясные очертания будущего сквозь призму противоречивого кристалла прошлого и настоящего. Его книгу «Невообразимое будущее» не стоит сравнивать с наследием Нострадамуса, да и не получится. В отличие от туманных предсказаний великого провидца, здесь все предельно ясно и понятно, и не нужно искать тщательно скрытый смысл в каждом буквосочетании. Именно «невообразимое будущее» попытался не только вообразить, но продумать и спрогнозировать автор. С первых же строк убеждаешься в том, что работа эта — не дилетанта, но мастера. Во всяком случае, тот факт, что Кригер хорошо разбирается в философии, само по себе внушает уважение и настраивает на серьезный лад восприятия. Введение несколько пугает обилием трактовок и определений, вызывая устойчивую ассоциацию с учебником философии для студентов негуманитарных вузов, однако впоследствии это оказывается полезным, как вовремя сделанная прививка. По структуре книга представляет собой сборник научно-популярных статей, связанных между собой общим замыслом и канвой, однако каждая из них сама по себе отличается законченностью мысли и может быть опубликована как отдельное произведение. Каждый аспект рассмотрен и проанализирован скрупулезно и тщательно, при этом без излишней научной занудности или популярной фривольности. Читателю предоставляется уникальная возможность проникнуть в суть вещей, проследить, как и на основе чего создаются научные теории и философские догмы, причем понимание этого приходит лишь после прочтения, а во время оного просто невозможно оторваться от повествования, задевающего за живое и стимулирующего воображение и мышление. Автор не вкладывает нам в головы готовые постулаты, он предлагает пути исследования и пищу для размышлений, пробуждая и побуждая нашу почти забытую привычку думать и анализировать, размышлять и приходить к определенным выводам. Наше поколение выросло на «промывке» мозгов со стороны телевидения и учителей. Со школьной скамьи нам в головы просто «вкладывались» определенные факты, при этом любая попытка продумать и проанализировать природу вещей, как правило, жестоко подавлялась и заканчивалась приводом родителей. Мы часто просто не знаем, как нужно расположить шестеренки в собственной черепной коробке, чтобы наполняющее ее серое вещество начало функционировать в нормальном режиме. Мозги у нас находятся в полуатрофированном состоянии, как мышцы после долгого пребывания в гипсе — вроде и здоровы, а не действуют. Их нужно тренировать и напрягать, но мы, как правило, и упражнений-то не знаем. И если комплексов для тренировки мышц можно найти в изобилии, разнообразных и для любого уровня, то пособия по тренировке мыслительных функций мозга в магазине не найдешь. В этом смысле книгу Бориса Кригера (как и многие другие его работы) нельзя переоценить. Тот, кто прочтет «Невообразимое будущее», взглянет на мир совершенно другими глазами. Обладателям розовых очков не следует пугаться, если в результате прочтения размышлений и выводов автора стекла поблекнут. Зато появится другой угол зрения, который также при большом желании можно перекрасить в желаемый цвет. Эта книга для тех, кто глубоко убежден, что будущее не существует в отрыве от прошлого и настоящего; для тех, кто понимает, что если идет прогресс, то он должен распространяться на все отрасли и сферы человеческой жизнедеятельности и организацию общественного устройства, иначе этот прогресс будет однобоким, и влияние его наряду с положительными аспектами добавит отрицательных моментов в жизнь всех и каждого; для тех, кому небезразлично, что же мы оставим после себя нашим детям и какие философские сентенции станут для них постулатами и руководством к действию. Для того чтобы понять идеи и замысел автора, не нужно быть философом, не нужно обладать специальными знаниями по истории, политике или обществоведению. Нередко умные слова и запутанные определения прикрывают отсутствие мысли и идеи как таковой, ведь все вещи и явления на свете можно объяснить доступным языком, и ни хуже, ни банальнее они от этого не станут. Доступность — гарантия истинности, ведь чем сложнее и мудренее высказывание, тем труднее постичь его смысл и найти ошибку. Кажущаяся простота слога и стиля Бориса Кригера — результат грандиозной исследовательской и аналитической работы. Насколько интереснее и доступнее стали бы науки, насколько больше студентов раскрыло бы свои склонности и потенциал, не будь всех этих вымученных формулировок и запутанных определений, которые можно только вызубрить, но практически невозможно понять и осознать. Сколько воистину качественных специалистов вышло бы из наших вузов, если бы образование было «по Кригеру» во всех смыслах — и по предлагаемому им наполнению и способу обучения, и по простоте и понятности выражения мыслей и идей. В названии самого произведения — «Невообразимое будущее» — заложена идея о том, что будущее невозможно изучить, обмерить и придумать. Каждую секунду своего бытия мы творим следующий миг, мы постоянно совершаем определенный выбор, и он становится кирпичиком в создании грядущего. Будущее зависит от нас самих, и мы можем сделать многое для того, чтобы оно стало комфортным и радостным для всех жителей планеты. Ведь на самом деле прогресс должен работать на благо человека, а не становиться «мечом карающим», как в период изобретения станков и «огораживания», когда людей просто вышвыривали на улицу погибать от голода и холода. Человечество уже достаточно наизобретало для своего безбедного существования. Но каждое новое слово в технологическом прогрессе неизменно должно сопровождаться реакцией со стороны общественного устройства, иначе дом под названием «будущее», который мы так активно все вместе строим, выйдет кособоким, а то и, того гляди, совсем завалится. Задачи государства и сама идея государственности уже требуют серьезного пересмотра и глобальных реформ, наряду с проблемами создания рабочих мест и борьбы с терроризмом. Кригер утверждает, что нужно искоренять не следствие, а причину, но в отличие от многих своих единомышленников он предлагает пути решения данных вопросов и проблем. В последнее время мы устали от критики в адрес всех аспектов нашего бытия, но так мало реальных предложений, как же нам обустроить планету, какие у нас есть пути и что конкретно каждый из нас может предпринять. Борис Кригер, будучи теоретиком и философом, одновременно с этим является еще и практиком, человеком действия. Вчитайтесь, и вы обнаружите, что многое из того, что он предлагает на страницах своей книги в качестве путей решения того или иного вопроса, это не просто измышления и теории; нет, он сам лично уже опробовал многие из них на деле и делится с нами результатами поставленного эксперимента. Он проводит читателей по лабиринту собственных исследований, открытий, теорий и сомнений, подводя к выводам и делясь результатами практического их применения — уникальное для наших дней сочетание. Это произведение ценно не только с точки зрения улучшения и тренировки когнитивности и демонстрации действующей модели будущего, оно отличается еще и высокой степенью эмоционально-психологического воздействия. Когда глобальные проблемы рассмотрены детально и разобраны их причины, они перестают казаться чем-то неотвратимым и неизбежным, чем-то пугающе абстрактным, как космическая «черная дыра», а становятся понятными, а следовательно, и решаемыми. Нет, автор ни в коем случае не утверждает, что все беды человечества можно решить, взмахнув волшебной палочкой на счет три. И все же многое поправимо, пусть нужно будет приложить немало труда и терпения, пусть потребуется время, пусть будут неудачи и ошибочные шаги. Как в детстве, когда в темноте черный большой монстр при известной доле смелости и детальном рассмотрении в итоге становится тенью плюшевого медвежонка. Нужно только набраться храбрости подойти к пугающему объекту поближе и детально его рассмотреть. Но именно это и является самой большой проблемой — суметь выбраться из-под одеяла и вглядеться в страшного черного монстра у стены. А еще нужно учесть, что кому-то (а кому — читайте произведение Кригера) выгодно пугать нас этим монстром и утверждать, что бороться с ним бесполезно и бессмысленно. Вдумайтесь: ведь действительно с тенью бороться и бесполезно, и бессмысленно... Но стоит ли бояться ее? Ведь если мы будем все глубже забиваться в угол кровати и прятать голову под подушку, то монстр никогда не уберется с пути лунных лучей, и весь негатив этого явления останется с нами. В этом отношении книга Кригера бесценна, она вселяет уверенность в себе и человечестве, подробно анализируя самые пугающие явления, отчего те скукоживаются до размера реальных и вполне решаемых проблем. Чтобы каждому читателю изначально было ясно, что подразумевается под понятием «личность» в каждой главе данного произведения, в самом начале дается его определение. Это нельзя пропустить и пролистать, это — основа всего произведения. В книгах Кригера нет ничего лишнего или необусловленно «втиснутого», если автор дает определение — нужно внимательно вчитаться в него, ибо далее начнется самое интересное. Так и есть, за личностью простой и привычной, правившей бал многие тысячелетия, выходит на сцену личность виртуальная — и воображаемая, и реальная одновременно. Можно долго спорить о целесообразности создания виртуальной реальности и виртуальных личностей, но вся история человечества, похоже, так или иначе являлась стремлением человека уйти от суровых реалий жизни в мир грез. Точнее, в то воображаемое пространство, где человек может распоряжаться собой по собственному усмотрению, уйти из-под невидимого, но очень хорошо ощущаемого контроля высшего разума (кто-то может назвать его Богом) либо его величества Случая. В воображаемом мире нет страхов и стрессов, каждый выбирает свой собственный путь, и даже опасности и приключения вызывают положительные эмоции и переживания, ибо человек ощущает себя в глубине души в абсолютной безопасности. Похоже, люди просто устали блуждать впотьмах этой непонятной реальной реальности, где наши органы чувств просто неспособны различать львиную долю запахов, звуков, а тела совершенно «неэкипированы» для выживания. Почему-то природа решила, что нам проще оставаться слабыми и голыми, полуслепыми и полуглухими, с притупленным обонянием до конца своих дней. Поэтому человек изначально стремился создать свой собственный, воображаемый мир, где все будет в диапазоне его восприятия. Желание с одной стороны обезопасить себя любой ценой, а с другой — поменьше напрягаться, вылилось в создание компьютера — нашего «альтер эго», думающей машины, которая не боится всего того, что беспокоит нас. В нее перенесены знания и опыт, собранные человечеством за миллионы лет, но они не отягощены двумя основными инстинктами — самосохранения и размножения. То есть виртуальная личность — это в первую очередь человек, прячущий свое настоящее «я» за так называемым ником, тем самым раскрепощаясь и избавляясь от своих неврозов, реализуя себя без страха порицания и отторжения. Такую личность было бы лучше назвать частично или условно виртуальной, ибо за строчками, появляющимися на экранах миллионов людей, все же стоит живой мыслящий человек из плоти и крови, пусть даже мы не можем твердо быть уверенным, тот ли он, за кого себя выдает. Кригер знакомит нас и с обитателями виртуальных пространств, которые уже полностью виртуальны сами, ибо созданы компьютерными программами. Искусственный интеллект уже существует во всемирной паутине, «спрограммированные» личности не имеют собственного тела, они не подвержены стрессам и сменам настроения. Автор справедливо призывает не осуждать огульно подобные создания прогресса, они ведь могут сослужить немалую службу. Они идеальны в качестве психологов, так как свободны от собственных комплексов, переживаний и страхов, им не стыдно раскрыть самые потаенные и глубинные секреты, в которых живой человек порою стесняется признаться и самому себе, не говоря уже о другом человеке, будь он хоть трижды врач. Таким образом, Борис Кригер «предсказывает» нам новую разновидность науки — виртуальную психологию. Однако есть одно но в деле создания виртуальных прототипов — они, увы, будут действительно совершенными, и если при этом будут способны еще и трудится, то вполне реально, что в подобной конкурентной борьбе человеку придется туго. Пограничные состояния, срывы и неврозы человечество пыталось победить уже давно, применяя различные средства, от методов психического воздействия и гипноза до фитотерапии, а также разного рода опьяняющие и наркотические вещества. Автор намеренно подчеркивает, что эволюция и прогресс сыграли злую шутку с homo sapience: в результате эволюции выжили осторожные, трусливые и депрессивные, менее склонные к риску. Теперь же прогрессу требуются другие — успешные, уравновешенные, готовые идти на риск, сохраняющие хладнокровие перед лицом любой опасности. Политикам нужны позитивно настроенные избиратели, а не погрязшие в собственных проблемах и бедах пассивные граждане. Вот и формируется образ достойного гражданина, а все остальные — будьте добры соответствовать. И где таких взять в больших количествах, спросите вы? Вот Кригер нас и подводит к выводу, что именно для таких и создаются различного рода антидепрессанты. Пусть они на данном этапе уже заявлены безвредными, в отличие от кока-колы, куда изначально входил также считавшийся безвредным экстракт листьев коки (в миру больше известный как «кокаин»), однако всякого рода химия и дурман — это не панацея. Очень правильно и справедливо призывает автор учить каждого человека с детства самоанализу, как мы учим чтению и пению, вводя, таким образом, так называемую психологическую гигиену, когда каждый индивид ежедневно будет совершать обряд психосамоанализа, подобно тому, как мы принимаем душ и чистим зубы. Тогда человеку будет что противопоставить своим виртуальным конкурентам без поправок на эмоциональное состояние. Борис Кригер как истинный аналитик не предлагает единственно возможного варианта решения той или иной проблемы. Обретение бессмертия испокон веков являлось заветной мечтой человечества. Автор считает, что на данном этапе мы уже можем решить эту задачу, причем несколькими способами. Первый — уйти в виртуальную реальность. Чего проще — в течение энного времени «сливаешь» из мозга в компьютер всю информацию, накопившуюся за жизнь, и на определенном этапе, когда тело уже отказывается функционировать, можно мигом перейти в другую реальность. Но не на тот свет (хотя кто его знает, что он собой представляет), а просто обосновываясь во всемирной паутине и путешествуя там до скончания времен. К сожалению, в этом варианте просматривается один нюанс: как наше сознание не следует за образом, запечатленном на фотографии или видеопленке, так оно вполне реально и не переместится в тот микрочип вслед за архивом воспоминаний. Не исключено, что по всемирной сети будут блуждать наши двойники, во всем повторяющие нас, кроме самого главного — в них не будет нашего сознания. Это действительно одна из форм бессмертия. Осознание того, что память о тебе, твои мысли, эмоции, чувства и жизненный опыт будут находиться в открытом доступе, несколько тешит самолюбие, однако не спасает от страха перехода в небытие. Второй способ, предлагаемый Кригером, заключается в киборгизации всего населения Земли, при которой человечество будет переведено в разряд биороботов, сохранив все же при этом человеческий мозг и сознание (что вполне реально), впоследствии заменив и их микрочипами (что вызывает некоторое сомнение в процессе сохранения самоосознания). Есть также вариант искусственно выращенного тела, в которое будет переноситься наш мозг по факту гибели первоисточника. Этот вариант хотя и привлекателен, но также имеет свою ахиллесову пяту — клетки мозга также стареют, как и все остальные. Сколько ни переселяйся, все равно система рухнет когда-нибудь. На чипы, опять-таки, надежды мало, во всяком случае на данном этапе развития науки. Кроме того, подобные киборги не будут испытывать ни усталости, ни стресса, ни боли, а как следствие, и наслаждения. Появление на свет новых людей в подобном обществе вообще ставится под сомнение: во-первых, каким образом будут размножаться человеко-роботы, если у них искусственные тела? Пусть искусственное тело (железное ли, выращенное ли на молекулярном уровне) сможет поддерживать питание мозга, вряд ли подобные люди смогут целиком и полностью сохранить репродуктивную функцию. Инкубаторы хороши, но возникает другой вопрос: а зачем, собственно, нужны новые люди? Ведь при условии бессмертия всех жителей планеты (ну или цивилизованного ее населения) со временем места на шаре будет оставаться все меньше, и рождение детей станет не только ненужной, но и нежелательной роскошью. А в этом случае неотвратимы застой и регресс. Кроме того, лет через 150—200, перезнакомившись со всеми, перебывав везде, перечитав уйму литературы, перепробовав всё тебя интересующее и вполне самореализовавшись, разве не устанешь от жизни? Притом многим вполне может быть интересно узнать, а есть ли действительно жизнь после смерти. Третий способ борьбы со смертью направлен в большей степени уже не на благо самого человека, а его близких. Борис Кригер предлагает нам скопировать каждого индивида, его ужимки, повадки, модель поведения, внешность, мысли и воспоминания. По окончании же его земного пути у тех, кому он был близок и дорог, останется программа, которая будет запускать его изображение, разговаривать его голосом, старить его, если нужно, и так далее. Да и смерти дожидаться не нужно — запустил программку и беседуй с любимым братом, который в этот момент спит себе сном младенца или же работает в поте лица. А ты наслаждаешься его присутствием, да еще и перекроив его на свой вкус, без острых углов и шероховатостей. Идея действительно великолепна, мало того, она уже применяется — ведь записываем же мы на видеопленку семейные торжества и первые шаги ребенка, чтобы потом вновь пережить эти счастливые моменты. Но даже в этом варианте бессмертия есть свои негативные стороны. Велика вероятность, что в мозгу будет происходить замещение, и человек перестанет отделять виртуальность от действительности, а так можно сойти с ума. Ведь и компьютер порой «глючит», а человеческий мозг — штука тонкая и малоизученная, и реакции его часто непредсказуемы и индивидуальны. Со временем поди, попробуй вспомни, кому ты чего наговорил — реальной маме или запрограммированной. С теми же, кто потерял близких, вообще все не так однозначно. Трудно не согласиться с автором, что смерть — это форменное издевательство и безобразие. Однако, как это ни странно, на Востоке есть культуры, в которых смерть почитается и приветствуется, а возможность погибнуть во славу кого-либо из высшего начальства приравнивается к знаку высшей милости. Получается, что восприятие смерти идет из традиций и системы ценностей, привитой в раннем детстве. Всему можно научить, даже уважительному и трепетному отношению к смерти. В европейской же культуре в отношении скорбящих близких действовать нужно крайне осторожно. Вспомним, что мы говорили о виртуальных психологах: в данном случае сам умерший должен не просто красоваться на экране, уводя за собой души измученных потерей людей и загоняя их в эмоциональный тупик, а реально помогать справиться с этой болью. Назначаться подобные программы должны врачом и быть строго дозированы и цензурированы. Бабушка, потерявшая дедушку, может оставшиеся ей несколько лет скоротать за экраном компьютера, беседуя с ним о внуках, никому от этого плохо не будет. А вот девушка, потерявшая на заре юности свою первую и, вполне реально, самую сильную любовь, зависнув на годы перед экраном, просто выпадет из жизни. Она не сможет никому стать женой и матерью, жить полноценной жизнью, встречаться и интересоваться окружающим миром. А то еще, слушая признания в любви своей ушедшей половины, решит во что бы то ни стало отправиться к любимому и обнять его по ту сторону экрана. Жестоко и ненужно. Все хорошо в меру, идея эта имеет рациональное зерно. Также хорошо бы наряду с этим формировать в человеке отношение к смерти как к некоему порогу жизни, за которым раскрываются новые горизонты. То, что Борис Кригер предлагает нам на выбор несколько вариантов бессмертия, свидетельствует о серьезности и критичности, с которой он подошел к изучению данной проблемы. Говоря о вечной жизни, нельзя обойти стороной вопрос о том, а есть ли действительно иная форма жизни, дарованная нам после смерти. Именно об этом и идет речь в главе под названием «Проблематика бессмертия», в которой анализируются все полученные до сего момента наукой и опытным путем доказательства существования некой потусторонней реальности, куда уходит душа после физической смерти. Согласно приведенным автором данным, мы сейчас имеем вполне убедительные доказательства бессмертия энергетической субстанции, известной под названием «душа». Еще одной формой продолжения каждого из нас, по утверждению Кригера, становятся наши дети, наши посланники в будущее, наша надежда, наша любовь. И это действительно так. Пусть эти посланцы будут напоминать тебя со временем лишь отдаленно, но с их помощью мы обеспечиваем бессмертие не только себе, но и всему человечеству. В довершение всего писатель предлагает идеальный вариант если не бессмертия, то продления жизни, своеобразную скорую помощь — молекулярных роботов. Введенные искусственным образом в стареющий организм, они смогут проводить там необходимые реставрационные работы под управлением компьютера, омолаживая и оздоровляя таким образом человеческое тело до допустимых пределов. Идеальный вариант! Никаких посторонних реальностей, никаких железных конечностей и «сливания» сознания на жесткий диск — все остается таким же, каким и было, только наведен порядок, выброшен мусор и починены сломанные детали. Пожалуй, это — единственный «натуральный» вариант бессмертия, не требующий перекройки собственного «я» на компьютерный манер. Ибо компьютеры, как ни крути, — другие создания, и одаривание их человеческим интеллектом и душой может закончиться тем, что вместо вечной молодости эти существа получат вечную пытку. Недаром у писателей-фантастов биороботы до истерики желают стать людьми, научиться чувствовать и переживать, ощущать предрассветную прохладу и аромат роз, не анализируя при этом сортность и возраст растений и количество испарившейся влаги, но испытывая просто восторг и радость, переживая гамму эмоций, которые не поддаются ни описанию, ни классификации, ни дифференциации. Все же хорошо, если у каждого индивида будет выбор из всех предложенных писателем форм бессмертия... Вечная жизнь является для автора не единственным объектом пристального внимания и изучения. Бессмертие нужно будет и проживать по-человечески, с толком, а для этого уже созрели все предпосылки перехода на новую модель государственного устройства. По мнению Бориса Кригера, это будет электронная модель. Данную книгу не следует воспринимать как готовое руководство к действию, автор предлагает, скорее, некий алгоритм, направление, в котором нужно двигаться. В его модели человечество переходит на электронную систему функционирования и управления, без наличных денег, все операции производятся через Интернет, государство не собирает налоги как таковые, а только снимает процент с любого движения денег со счета или на счет каждого индивида. Легко и просто, а главное — выгодно обеим сторонам. Пожалуй, к этому стоило бы присмотреться внимательнее нашим руководителям. Хорошо, что «идеи носятся в воздухе», и вполне вероятно, что нам посчастливится увидеть подобную модель в действии. Доказательство того, что предложения Бориса Кригера не утопичны, мы можем наблюдать уже сейчас. В момент, когда писалась и издавалась книга, никто и не помышлял о кредитном кризисе 2008 года, но автор четко и ясно расписал всю антиутопичность и вредность подобной системы, когда люди живут полностью в долг, не имея физической возможности выбраться из финансового болота и закольцованного кредитного ада. Итак, нарывы на теле современного государственного устройства, которые Кригер обнажил перед своими читателями, уже начали вскрываться. Это доказывает ценность «Невообразимого будущего» как аналитического исследования. Многие идеи, предложенные в этом произведении, базируются на уже существующих достижениях прогресса. Это и обучение по Интернету (которое автор сам широко использует как в деловых, так и в личных целях), компьютерная диагностика заболеваний, реформа иммиграционной системы (в Великобритании, например), которая позволяет отсеять всех подозрительных и ненадежных претендентов на въезд в страну. Пусть идея о том, что желающий въехать в страну должен перевести на счет государства сумму, равную его прожиточному минимуму на 5—10 лет вперед, чтобы потом из собственных же денег получать пособие, несколько спорна. Стоит отметить, что сам автор в дальнейшем отмечает тенденцию к глобализации общества, когда визовые ограничения уже просто не будут оправданны. Так или иначе, изменения идут, и Борис Кригер просто не мог обойти стороной этот вопрос. Предложения по бесплатному расселению городских жителей в необжитые районы и переводу всех на достойные пособия по безработице звучат заманчиво. Даже жаль, что это не программа лидера какой-нибудь действующей партии. Вполне вероятно, что за подобные реформы проголосовало бы большинство граждан любой страны мира. Увы, пока мы это читаем только в книге, посвященной будущему. И все же, раз эта мысль прозвучала, она может быть реализована, ведь эра компьютеров только начинается, и просто нельзя не поверить автору, что всё сейчас в наших руках, а это — самое главное. Тенденции изменения жизни и функционирования как отдельно взятой личности, так и государственной структуры расписаны и объяснены в «Невообразимом будущем» достаточно подробно и научно, но при этом популярным и доступным языком. Каждый человек, согласно утверждению Бориса Кригера, есть суверенный индивид, и чем более независимым от государства он становится в политическом и материальном аспекте, тем сложнее им управлять. Институту государственности все труднее и труднее контролировать и преследовать отдельно взятую личность, ведь эпоха технического прогресса предоставила всем равные возможности пользования его благами. Границы государств никогда не были чем-то стабильным, но вот самосознание наций складывалось веками, и никакой технический или социальный фактор не сможет разом искоренить давние устои и традиции, идущие из глубины веков. Государство усиливает свое влияние и значение с помощью СМИ, в том числе и через нагнетание террористической угрозы. Терроризм существовал всегда, но автор, несомненно, прав, считая, что на сегодняшний день он стал разменной монетой для беспринципных политиков в решении внутренних и внешних задач. Покуда населению будут внушать, что существует угроза физического насилия, до тех пор люди, будучи уже практически ментально свободными и независимыми гражданами мира, будут отдаваться в добровольное рабство этому аморальному, беспринципному и в конечном счете неэффективному деспоту, имя которому «государство». «Призрак окончательного решения» висит над нами, как дамоклов меч, и политические лидеры размахивают им перед нашими носами, а на самом-то деле меч этот изготовлен в бесчеловечных кузницах этих же самых политиков. Если что-то происходит, ищите, кому это выгодно, и вы поймете, кто за этим стоит. Борис Кригер показал нам лишь верхушку айсберга, но научил, в каком направлении смотреть, возвращая нам способность видеть и понимать. Пусть свет режет до боли привыкшие к тьме глаза, эта боль нужная, это — боль прозрения.
|