Пользователь «Живого Журнала», чья френд-лента состоит из тысяч дневников, просит: «Сегодня просто нечего читать. Посоветуйте что-нибудь!». Не знаю, сколько времени этот человек проводит вне Интернета, но вряд ли он помнит о существовании книг; ведь его «круг чтения» — это электронный текст. Сравнительно новый паразит сознания, подавляющий и преломляющий традиционный смысл самого понятия «текст». Мы привыкли к тому, что текст может быть плохим или хорошим. Мы помним о том, откуда пришли тексты в пространство Сети. И по инерции пытаемся измерять всё написанное убогими категориями «хорошо» или «плохо». Тем временем электронный текст не только становится сильнее, впитывая все испражнения и жизненные соки бумажного мира, — он «эволюционирует». И это не та эволюция, которую критикуют сторонники «теории разумного замысла». Это эволюция, о которой рассказали Джордж Ромеро в своей тетралогии о живых мертвецах и Стивен Кинг в романе «Cell» — путь развития уже разрушенного сознания. Дожать мысль руками Чтобы понять, что такое современный электронный текст и чем он принципиально отличается от массива бумажных текстов-доноров, следует отыскать место и обстоятельства этой смысловой перезагрузки. Где и когда в процессе потребления и производства текстов случился системный сбой, породивший глобальное переформатирование восприятия? У Ромеро это произошло вследствие загадочного катаклизма, у Кинга — после мощного вирусного импульса, повредившего все «системные файлы», хранящие информацию о человеческой сущности. И хотя эти мрачные фантазёры испытывают к будущему обществу зомби разные чувства, в главном они сошлись: восстановление утраченной информации происходит с чудовищными ошибками, оставляя новых существ в реальности «ложной памяти». Современный автор электронного текста (как порождения «ложной памяти») появился не так уж давно. Его зовут блоггер, и системная ошибка, удалившая в сознании этого вполне культурного зомби былое восприятие и предназначение текста, — это online-дневник. Когда-то Ольга Герасимюк, объясняя в одном интервью причины своего «дезертирства» из газетной журналистики в сферу телевидения, говорила о том, что в печатном тексте ей всегда не хватало жестикуляции, возможности «домахать свою мысль руками». И это не только профессиональное заболевание журналиста, но и каждого человека, вовлеченного в современные коммуникативные практики, когда во главе угла — точность передачи информации (в том числе — эмоциональная). Возьмите толстенный роман, созданный в ХIХ веке, — сколько слов и стилистических усилий израсходовали классики, чтобы выразить простейшие, казалось бы, чувства! Были ли они ограничены возможностями текста? Нет. Просто у них не было этого соблазна — дожать руками. Или же в две секунды решить нравственную проблему парой смайликов. Собственно, для человека, остающегося сегодня в среде бумажного текста, этого соблазна тоже не существует. «Домахать руками» — это уже термин новой, электронной текстовой реальности. До повального увлечения online-дневниками, образовавшими сегодня синтетическое пространство, где реализованы функции проповеди, масс-медиа, клубов по интересам, универсального общения (от интимного диалога до массовой общественно-политической полемики) etc., — электронный текст вполне можно было считать лишь производной обычного, бумажного текста, одной из форм его существования. Именно сервис online-дневников (прежде всего это — «Живой Журнал», наиболее популярная на постсоветском пространстве блог-территория) позволил электронному тексту превратиться в автономное понятие, для которого характерны радикально новые качества. Да, бумажные тексты всё ещё продолжают поступать в электронную среду, но они уже не оплодотворяют её. Электронный текст более не нуждается в привязке к тому, что не вырубить топором, — у него другая мотивация, а весь путь рождения, распространения и смерти ничем не напоминает робкий топот зафиксированных на бумаге строк. Юзернейм для демиурга Электронный текст — забавная и красивая игрушка, но только до тех пор, пока он не вступает в конфликт со своей бумажной мамашей, обладающей многими достижениями культуры. К одному из них — литературному творчеству — электронный текст явно неравнодушен. Традиционная культура всё ещё тешит себя иллюзией, что это она создала интернет-сеть, а потому вправе её использовать, не ожидая ответного удара. Литература, отдавшаяся цифре как более надёжному хранилищу, чем лишённая государственного финансирования библиотека, впервые испытала неудобство в связи с тем, что её перспективное и весьма современное жилище оказалось помойкой. С каждым годом Интернет не только подтверждает свою всеядность и неразборчивость, но и всё чаще пытается доказать, что критическая масса сора неизменно порождает дивные цветы. И всё чаще литература получает такого рода подарки. В частности, благодаря тем блоггерам, которые рассматривают современную культуру как следствие «импульса», а потому исповедуют ценности электронного текста. В Украине миссию розыска литературы в Интернете взвалило на себя издательство «Буква и Цифра». Последняя их находка — книга «8», сборник женской сетевой прозы. И проект сей появился не в каком-либо цифровом формате, а в твердом переплёте малинового цвета, отпечатанный на офсетной бумаге №1. Парадокс издания состоит в том, что представленные тексты не имеют ничего общего с литературой, в чём и заключается новаторство книги. Но это не мешает издателям утверждать, что они открывают «новые имена в современной литературе» (хотя подобное заявление обладает явно электронной логикой, так как в сборнике авторами числятся юзернеймы). Явление электронного текста в бумажном мире — очень интересный эксперимент, будущее которого — в соответствии с законами существования «импульса» — самоуничтожение. Оторванные от матрицы комментариев и своей онлайновой сущности, эти тексты умирают на бумаге раньше, чем успеваешь дочитать страницу. Недостаток этого издания — отсутствие USB-порта, а лучше бы — встроенного модема. Параллельно с переведёнными в печатные листы буквами существуют ещё и девушки, которые приходят на презентации в роли авторов. Они что-то рассказывают, отвечают на вопросы, хотя должны рассказывать и отвечать на вопросы не они, а их юзернеймы. На мой взгляд, это крайне увлекательный сбой в матрице. Обычной литературе от этого жить становится веселее... По крайней мере — пока. www.grani.kiev.ua
Источник: http://www.bibliograf.ru/issues/2007/8/68/0/677/ |