Среда, 18.10.2017, 13:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Категории раздела
Литература. Книги. Чтение [42]
Литература в целом. Литературоведческие статьи. Статьи о творчестве отдельных писателей. Психология чтения.
Философия [1]
Культура. Искусство [3]
Культура. Культурология. Искусство. Творчество. Жанры искусства. О творчестве отдельных деятелей искусства.
Наш опрос
Ваши ответы помогут нам улучшить сайт.
СПАСИБО!


Любите ли Вы раздумывать над прочитанным?
Всего ответов: 51
Новости из СМИ
Друзья сайта
  • Крылатые выражения, афоризмы и цитаты
  • Новые современные афоризмы
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    free counters
    Сайт поклонников творчества Бориса Кригера
    Главная » Статьи » Культура. Философия » Литература. Книги. Чтение

    Чтение. Само собой не приходит?
    Все началось с обсуждения темы чтения, вернее, нежелания читать, наблюдающегося у детей любого возраста. Обсуждение было на сайте "ВКонтакте", в группе "Я-учитель", и спровоцировало меня на довольно-таки объемные высказывания.
    Я предложила коллегам, страдающим от упорного нежелания учеников читать, обратиться к теории вопроса, и, так как работ по психологии чтения под рукой нет, да я их, как ни странно, и не читала, то натеоретизировала кое-что сходу, непосредственно на форуме. Интересно, кстати, как это соотносится с данными науки.
    Так как получился довольно большой текст, решила выложить его сюда. Кажется, такими соображениями вполне можно поделиться.

    Не уверена, что моя мысль движется в правильном направлении, но мне кажется, что сначала надо потеоретизировать немножко, чтобы сориентироваться в проблеме. И вот первая тема для такого теоретизирования: почему чтение считается трудом? Просто я сама так не считаю, но это менее интересно, чем вот эта точка зрения, что чтение есть труд, а читать = трудиться, работать.

    Это мнение одной из участниц обсуждения, в ответ на мою реплику:
    Для меня чтение тоже не труд, как и для большинства образованных людей. Здесь слово труд имеет лишь то значение, что ребенку, который имеет маленький опыт чтения, приходится делать огромное количество мыслительных операций за короткий период времени.
    1. Сконцентрировать внимание на конкретной строчке и конкретном слове.
    2. Выделить в этом слов первый слог, а то еще и слог-слияние.
    3. Узнать букву-буквы.
    4. Соотнести ее графическую запись со звуком-звуками.
    5. Выделить следующий слог....
    и так далее
    ....дцатое. В конце нужно вспомнить те слоги, что уже прочитал, соединить их в слово, понять его смысл.....
    Вы уже не отдаете себе отчета, как много операций нужно совершить.... а ребенок проживает их каждый раз, когда берется за книгу.
    Разве это не ВЕЛИКИЙ труд???
    Пока ученик привыкнет выполнять всю эту последовательность действий на автомате, у него уже пропадает всякий интерес к чтению. Поэтому требуется кропотливый труд учителя и родителей по каждодневному чтению.......
    уфффффффф...

    Моя реплика на это: Вы всерьез думаете, что он осознает все эти операции и мучается, производя их?
    С Вами было то же самое, когда Вы начинали читать?

    Ответ: Конечно! И Вы так же учились читать.....
    Я практически процитировала Вам учебник по Методике обучения чтению....Это не я придумала....:))


    Далее - только мой текст.
    Я читала учебники. Это, конечно, полезное чтение. Но оно не про всех. Возможно, Вы и мучились, как предписано учебником. Я просто начала читать. В детском саду - там были такие книжки-малышки. Несколько раз попыталась дома, не получилось - но ведь хотелось же, взрослые - то читают, и... видимо, дозрела какая-то структура мозга, что ли. Я в садике взяла книжку с полки и начала читать. Не по слогам. Не занимаясь осознанным распознаванием букв.
    Это было достижением - я еще не ходила в школу, а уже читала. И это было удовольствием. Не помню, чтобы меня заставляли читать. Бабушка пыталась приучить вести читательский дневник. Я вела - пока она не забыла об этом, но я не понимала смысла.
    Чтение не есть труд. И не есть мука. И не есть работа.
    Если понимать содержимое учебника по методике так, что осознанно производится куча отнимающих сил и отвлекающих от сути читаемого операций, то может быть, как минимум, два следствия из такого понимания.
    1. Учитель может учить детей производить каждую операцию, давая понять, что это необходимый труд. Чтение в таком случае превращается в отработку навыка, и смысл текста теряется сам собой. Но если нет смысла, то зачем читать?
    2. Учитель, а за ним и дети, и родители, может считать, что чтение - это труд, необходимый для... Тогда это - явно не отдых, не занятие, не источник удовольствия. Тогда и читаем, сколько задали, а не сколько хочется, и из-под палки - потому что нормальное чтение превращается в нагрузку.

    Тогда, т.е. вчера ночью, я пыталась найти механизмы, запускающие нежелание читать.
    Сейчас хочется продолжить о том, что запускает обратное желание.
    Складывается впечатление, что те, кто читает много, не видят в этом ни труда, ни какой-то нагрузки. Более того, они, вероятно, не перечислят чтение в числе своих увлечений, хотя упомянут как занятие в свободное время. Иными словами, чтение не является для многочитающего человека какой-то деятельностью, которая может быть или не быть, и все равно жизнь будет течь по своим рельсам. Чтение становится естественной частью жизни, которую не акцентируют. Никто не говорит "я сегодня читал!", хотя говорят "я сегодня читал Амоса Оза (например)". Если человек не читает, особенно если не читает в течение длительного времени, начинает хотеться читать. Отсюда вопросы про "что бы такое почитать".
    Представляется, однако, что подобное отношение к чтению как части обыденной жизни не присуще человеку от природы.
    Что естественно и обыденно, а что - нет, мы узнаем, наблюдая за ближайшим окружением. Поэтому, думается мне, логично, что дети читают в тех семьях, где читают взрослые. Причем читают в норме, с ребенком и без него, но книги, а не глянцевые журналы или газеты.
    Под чтением с ребенком я подразумеваю разные вещи, от чтения одной книги вдвоем, когда по общему согласию переворачивают страницы, до чтения книг на ночь.
    Усаживание ребенка за чтение ради чтения бессмыленно, независимо от того, читают ли взрослые в доме. Если читают, то зачем заставлять ребенка делать естественную вещь, да еще не ради того, чтобы он прочитал некий важный (интересный) текст, а ради того, чтобы прочитал установленное количество страниц.
    Если взрослые не читают, то и вовсе непонятно, зачем они заставляют читать ребенка. Ну да, сказала учительница. Тридцать страниц, от сих до сих. Но что за дурацкое неестественное занятие - взрослые этого не делают, значит, это не общечеловеческая необходимость, а просто требования волюнтаристского толка.
    Что для нас чтение, почему мы читаем? Мне кажется, если это понимать, то намного легче передать отношение к чтению детям.

    Мы открываем книгу, и...? Ведь что-то же происходит Мы открываем Бредбери и погружаемся в мир "смуглых и золотоглазых" марсиан. Мы открываем Голдинга и живем не только в своей комнате, но и, мысленно, в мирах его притч - в средневековой Англии, в древней Греции или еще где бы то ни было. Какую бы книгу мы ни открыли, мы оказываемся в ней. Мы в ней, а она - в нас. Мы в ней мысленно и эмоционально, она в нас - в виде своеобразного фильма, более или менее отчетливого и яркого, предстающего нашему воображению. Процесс чтения насыщает таким опытом переживания, отношения, представления, такой новизной в смысле знаний о мире, что сравниться с этим не может, по сути, ничто. Мы не переживаем так в музее. Мы плачем или переживаем над фильмом или спектаклем, но это не наш внутренний "фильм" или "спектакль". Индивидуальность опыта становится ценным приобретением, чем-то таким уникальным, о чем можно думать, рассказывать, как о своем личном.
    Это придумано, написано кем-то. И это важно для нас, потому что это может становиться частью нас, нашего личного опыта. Каждая книга вписывается во внутренний мир, обогащая его, и привносит что-то, большое или маленькое, в нашу жизнь. Какой-то оттенок, нюанс, какую-то тональность. Новую тему, о которой можно знать и размышлять, или какую-то подробность о мире, в котором и которым мы живем.
    Когда этого нет, начинается своеобразный "интеллектуальный голод" - мы с тоской говорим тогда, что не хватает времени на чтение.
    Почему я так подробно, явно выходя за рамки жанра сообщения в Интернете, пишу об этом?
    Потому что считаю, что только так, описывая и разбирая свой читательский опыт как часть, подструктуру жизненного опыта, можно понять, каким образом передать это ученикам.
    Рассказывать им про чтение как труд или про чтение как источник переживания, наслаждения, опыта?
    Говорить о чтении как необходимом элементе для бытности культурным человеком или о чтении как способе каждый раз смотреть свой собственный фильм?
    Говорить, что "читать надо, потому что так надо", или соблазнять опытом личных впечатлений, которые лишь отчасти передаются через рассказ, а полноценно могут быть получены лишь при чтении текста?
    Я делала это, все время выбирая антитезис. Рассказывала ученикам разного возраста про удивительные ощущения от чтения, про незаменимость этого опыта, про волшебство мысленного путешествия вместе с книгой. При этом я читала им что-то, в частности, на замещения уроков в не своих классах брала с собой книги с небольшими рассказами, чтобы уложиться в 45 минут. Регулярно цитировала что-то на своих уроках, давая понять, что чтение - это нормально. Приводила примеры из книг, рассказывала о писателях, их судьбах и произведениях.
    При этом я никогда не преподавала ни русский язык, ни литературу.
    Иногда мне это возвращалось примерно в такой форме:
    "Что Вы со мной сделали! Я пришла домой, нашла на полке книжку, о которой Вы сказали, начала читать, мама позвала меня обедать, а я иду по коридору и читаю..."
    Много чаще я не могла понять, чего достигаю своими попытками, и до сих пор живу надеждой, что какие-то вещи все же удалось сдвинуть. По крайней мере, помню, с каким вниманием слушали ученики эти мои экскурсы в литературу.
    Помните, что ви можете скачати безкоштовні реферати скачать на рефератик.нет.уа.

    Источник: http://alaxelrod.livejournal.com/51492.html?view=130340#t130340

    Категория: Литература. Книги. Чтение | Добавил: DivaDii (27.10.2009)
    Просмотров: 1985 | Теги: чтение, детское чтение | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Все права защищены. Krigerworld © 2009-2017