Четверг, 18.04.2024, 21:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Категории раздела
Литература. Книги. Чтение [42]
Литература в целом. Литературоведческие статьи. Статьи о творчестве отдельных писателей. Психология чтения.
Философия [1]
Культура. Искусство [3]
Культура. Культурология. Искусство. Творчество. Жанры искусства. О творчестве отдельных деятелей искусства.
Наш опрос
Ваши ответы помогут нам улучшить сайт.
СПАСИБО!


Как Вы познакомились с творчеством Бориса Кригера
Всего ответов: 21
Новости из СМИ
Друзья сайта
  • Крылатые выражения, афоризмы и цитаты
  • Новые современные афоризмы
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    free counters
    Сайт поклонников творчества Бориса Кригера
    Главная » Статьи » Культура. Философия » Литература. Книги. Чтение

    Размышления над читательским опытом и уроками литературы
    Вчера имела очередной серьезный разговор со своим малочитающим 13-летним братом - пыталась втолковать ему, что чтение гораздо благоприятнее влияет на развитие ума и души, чем его зомбирующая мозг "Галактика знакомств". Была неожиданно приятно удивлена успехов своих увещеваний: он согласился почитать вместе со мной то, что я посоветую, в дополнение к еле осиленным за лето двум рассказам, заданным в школе (до этого категорически отказывался брать в руки что-то еще, уверяя, что и так прочел за лето больше всех в классе).

    Таким образом вчера вечером я озадачилась вопросом о своем собственном читательском опыте и ужаснулась. А сегодня утром начала искать в Интернете программу по литературе за 8-й класс в поисках, что бы такое поинтереснее подсунуть братишке, наткнулась на это (http://www.uroki.net/docrus/docrus10.htm) и посмеялась. Вначале есть замечательная "Пояснительная записка", в которой сказано: "Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления". К этому я приду позже, а пока вернусь к собственному моему детскому читательскому опыту, меня ужаснувшему.

    Для начала надо признать, что он не так уж велик. Я не была ребенком родителей-профессоров, которому еще в колыбеле читают Бердяева и который сам на каком-то интуитивном уровне тянется к книге и знанию. Нет, я была ребенком молодых людей смутного времени и дефецита, которым было не до высшего образования, потому что нужно было постоянно придумывать какой-нибудь новый бизнес, чтобы заработать на жизнь: на кожгалантерее, на перегонке автомобилей, и даже на попкорне. Кроме того, я была ребенком из первого поколения детей с широким доступом к новым технологиям. Мне было 13, когда у меня завелся собственный компьютер, и - как это ни печально - многие драгоценные часы свободного времени юношества были убиты на "Pharaon" и "The Sims", вместо Конан Дойля и Диккенса.

    Первой моей книгой внеклассного чтения стал, кажется, "Человек-амфибия" Беляева - то, что родители предложили мне в ответ на наконец-то созревший вопрос "Что мне почитать?" в возрасте 9 лет. Потом было много чего-то разного, что я находила сама в небольшой дефецитной домашней библиотеке - советская детская фантастика сомнительного качества (Беляев в этой серии, очевидно, был случайностью), зарубежные приключенческие романы про пиратов и сокровища (целая серия, включая "Робинзона Крузо", "Остров сокровищ" и их менее известных и интересных попутчиков) и, может быть, что-то еще. Не помню, как в мои руки попали серии детских детективов - их было много, и потраченного времени, соответственно, тоже. Долго читала я три толстенных сборника сказок народов мира - уже специально купленных родителями - а затем Андерсена (прорыв!). Потом, уже в 11 лет, были женские романы для девочек типа "Маленьких женщин" и "Полианны", и немножко Куприн.

    Потом появились "лишние" деньги, и мама начала выписывать сборники сочинений Чейза, Стаута, Золя, Жорж Санд и прочих иностранцев. Я начинала читать то одно, то другое, потому что обложки были красивые, имена необычные, да и литература эта была совсем уже "взрослая". Но приобщиться к этим авторам как следует не получилось, потому что они казались мне непонятными или скучными - недоросла.

    Сейчас, начиная все это вспоминать, я даже удивляюсь, потому что прочитанного все-таки было побольше, чем мне казалось вчера вечером, когда я впервые подумала о своем детском чтении. Но как же мало на самом деле по сравнению с необходимым мне сейчас минимум! Родители видели, что я постоянно что-то читаю и редко советовали сами (мама, правда, периодически что-то предлагала - так все-таки были прочитаны "Зов предков" Лондона и "Вокруг света..." Верна), друзья родителей и подавно считали меня самым читающим ребенком, сравнивая со своими лоботрясами - а я тем временем читала по преимуществу не то, и все-таки ничтожно мало, потому что не за кем было тянуться, и никто не считал нужным вмешиваться в мое чтение и почаще совать мне в руку что-то поистинне стоящее.

    В 13 лет был переезд в Москву и какое-то совсем белое пятно в моей читательской памяти. Потом сразу - "Мастер и маргарита" (спасибо маме), совершенно непонятная своей ершалаимской сюжетной линией, но московской линией оставившая заметный заруб на душе и полный переворот в голове. И опять - тяжелое и мучительное привыкание к новой школе и социальной среде, подростковое чувство непереносимого одиночества и изолированности, компьютер, пустота...

    В 14 были "Дети Арбата" Рыбакова, также подсунутые мамой, которой вдруг показалось, что я стала совсем мало читать. И вот тогда я вдруг действительно потянулсь к литературе и стала узнавать про всех тех многочисленных авторов, которые прошли мимо меня, и медленно приходить в ужас от больших и жирных пробелов в моих извилинах.

    Конечно, сейчас со мной все более или менее в порядке: пробелы отчасти восполнены, и что читать - знаю. Но тем не менее остался другой пробел - в душе, потому что есть вещи, которые нужно было читать именно в детстве и которые должны были накормить искусством и художественно удовлетворить именно детскую душу, создать некий трамплин, мостик из детства - в юношество, из юношества - во "взрослость". И мне этих мостиков и трамплинов порой не хватает, я спотыкаюсь и оступаюсь на тех местах, где они должны быть. Я начинаю понимать ценность искусства и философию эстетики только сейчас, потому что только сейчас добралась до ответов.

    Наконец, вспомнив свой читательский путь и возвращаясь к Пояснительной записке Министерства образования, я задаю вопрос: а где все эти годы была школа со своими уроками литературы? С 1 по 8 класс я не помню практически не одного произведения, которое я читала бы по программе. А ведь я читала! Ушли в трубу, не оставив и следа. "Капитанскую дочку" Пушкина и "Героя нашего времени" Лермонтова я впервы прочла только в 10 классе, распробовав, наконец, русскую классику. Только в 10 классе я, наконец, наткнулась на достойного преподавателя литературы, который сумел не только не отбить у меня зарождающуюся любовь к классике, а еще и подогреть ее.

    И вот сейчас, наблюдая за тем, как литературу 7 класса моему брату преподает грубый и неадекватный человек с образованием педагога начальных классов - у меня холодеют кончики пальцев, и вот сейчас я понимаю, что если не заняться им в 13 лет, он будет еще более потерянным читателем, чем была в свое время я. Потому что в нашей школе литературы нет, и наша школа не способна выполнить свою задачу по "воспитанию грамотного компетентного читателя". Как это ни печально.

    Источник: http://www.liveinternet.ru/users/viahild/post108741893/page1.html

    Категория: Литература. Книги. Чтение | Добавил: DivaDii (21.08.2009)
    Просмотров: 1895 | Комментарии: 1 | Теги: чтение, психология чтения | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 DivaDii  
    0
    Эту статью опубликовала девушка (мой "интернет-друг") в своем блоге.
    Она меня очень заинтересовала и тронула.
    Считаю важным распространить подобное мнение о современном читателе и чтении в современном мире.

    Потому попросила разрешения скопировать сюда.
    Разрешение получено.
    Вот я и поделилась.


    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Все права защищены. Krigerworld © 2009-2024